Все новости

Износ ходовой части гусеничной спецтехники – главные факторы

10.12.2021

Ходовая часть состоит из множества рабочих узлов и деталей, которые постоянно взаимодействуют между собой в процессе работы. При этом их износ также взаимосвязан. Достаточно выйти из строя одному компоненту, и другие механизмы будут работать неправильно. Поэтому при использовании спецтехники следует убедиться, что ходовая часть состоит только из новых и оригинальных запчастей. Если же комбинировать старые детали с новыми, то их общий срок службы значительно сократится, а процесс износа ускорится в несколько раз.

Всего существует 3 основных фактора, которые влияют на износ рабочих узлов ходовой части:

  1. объективные (неуправляемые);
  2. субъективные (управляемые);
  3. частично управляемые.

Очень большое влияние оказывает поверхность, на которой работает техника. Быстрый износ деталей может быть вызван сильным абразивным воздействием, излишними ударными нагрузками, степенью влажности и другими свойствами грунта. Также очень важную роль в увеличении срока эксплуатации играют температура, правильное управление машиной, квалификация оператора и подбор гусениц под определенные условия.

Износ ходовой части гусеничной спецтехники

Абразивное воздействие

Каждая почва имеет уникальную структуру со своим абразивным воздействием. Она может иметь разное количество частиц, которые могут его увеличивать в значительной мере. Именно структура определяет уровень абразивного воздействия:

  • высокий – влажная почва с содержанием большого количество песка;
  • средний – слегка увлажненная почва с небольшим содержанием песка и твердых горных пород;
  • низкий – сухой грунт без камней и песчинок.

Влажность – это основной параметр, который влияет на силу абразивного действия. При большом содержании влаги почва может превратиться в подобие шлифовальной пасты и быстро повредить детали.

Приемы работы

В процессе выполнения задач необходимо правильно управлять техникой. Сразу стоит отметить, что высокая скорость оказывает негативное воздействие на гусеницы. Их компоненты постоянно испытывают максимальную нагрузку. При этом значительно увеличиваются интенсивность износа и риск возникновения поломки. Поэтому, выполняя работу, оператору желательно не переходить на высокую скорость и заранее планировать каждое действие на территории объекта.

Также очень важно не выполнять резких разворотов. При резком изменении направления происходит быстрый износ направляющих поверхностей и зубьев. В некоторых случаях слишком резкое движение может стать причиной полного схождения гусеничной ленты. Поэтому оператору нужно вовсе избегать подобных маневров. Следует рассчитывать все движения и выполнять их плавно. Особенно это важно при работе на неровной поверхности, где гусеницы испытывают высокое сопротивление.

Ударные нагрузки

Сила ударных нагрузок в основном зависит от степени проникновения зубьев в грунт. Она может быть ослаблена за счет снижения скорости передвижения и при использовании более узких гусеничных ботинок. Также ударная нагрузка зависит от эксплуатационной массы машины, однако этот параметр практически невозможно регулировать.

По уровню ударного действия грунты можно квалифицировать следующим образом:

  • высокий – недоступны для проникновения почвозацепов и имеют большое количество впадин;
  • средний – обеспечивают неравномерное погружение почвозацепов и содержат обломки камней;
  • низкий – допускают полное проникновение зубьев, за счет этого масса машины равномерно распределяется по поверхности.

Ударные нагрузки значительно влияют на элементы ходовой части. Могут возникать трещины и заусенцы, между пальцем и втулкой увеличивается зазор. Стоит отметить, что техника с одним грунтозацепом значительно больше подвержена негативному воздействию ударных нагрузок. Поэтому на сложных типах грунта лучше использовать ботинки с несколькими зацепами.

Выбор типа гусениц и башмаков

Для сохранения производительности и продления срока службы важно правильно подбирать тип и ширину гусеничной ленты. После неправильного выбора можно в значительной степени повредить ходовую часть, что станет причиной долгого простоя.

Бульдозер SHANTUI SD16

Производители обычно предлагают башмаки стандартной ширины: широкие или сверхширокие с малым давлением на грунт. Их ширина варьируется в пределах 400–900 мм и зависит от габаритных размеров техники. Особенности эксплуатации:

  • Башмаки широкого типа, как правило, используются на неровных поверхностях для обеспечения более уверенной устойчивости. Более широкие и длинные гусеницы дают возможность точнее выдерживать положение отвала. Он будет реже «подпрыгивать» и обеспечит более плавные проходы.
  • Сверхширокие башмаки с шириной до 965 мм значительно снижают давление на грунт и подходят для работы в болотистых условиях или на сыпучем грунте.
  • Узкие башмаки используются для выполнения работ на твердом грунте. Чем меньше ширина гусениц, тем реже они подвержены нагрузкам. В таком случае можно продлить срок службы ходовой части. Если условия позволяют, то всегда нужно использовать самые узкие гусеницы из возможных.

Многие операторы предпочитают использовать широкие гусеницы, вне зависимости от типа грунта. Таким образом, они стараются достичь более надежной устойчивости и плавного передвижения. Однако в результате машина теряет производительность, а эксплуатационные расходы возрастают.

Температура окружающей среды и материала

Износ ходовой части зависит от температуры воздуха и грунта. Слишком высокие температуры могут снизить износостойкость и прочность укрепленной стали, из которой изготовлены основные рабочие элементы. При минусовой температуре почва замерзает и становится твердой, создавая более серьезные ударные воздействия на гусеницы. Кроме этого, почва в таких условиях может застревать между зазорами.

При низкой температуре воздуха смазочные материалы начинают загустевать. Такая особенность вызывает так называемое «голодание» в закрытых шарнирах, ​​гусеничных цепях и в подшипниках. Недостаточное количество жидкой смазки становится причиной быстрого износа узлов трения. Поэтому в условиях низкой температуры следует постепенно увеличить нагрузку и следить, чтобы смазка поступала в рабочие узлы в необходимом количестве.

Квалификация оператора

Навыки оператора – это один из основных факторов, влияющих на срок службы ходовой части в гусеничных машинах. При приеме на работу необходимо проверить опыт и квалификацию оператора. Часто его могут нанимать для работы на нескольких машинах. Он может утверждать, что способен управлять любой техникой, однако на деле это может вызвать серьезные проблемы.

Предоставляя машину в эксплуатацию, важно рассказать о правильных приемах работы. Небольшая инструкция поможет сохранить состояние ходовой части. Можно сказать, что срок службы рабочих узлов в большей степени зависит от умений и знаний операторов. Человек, который управляет техникой, всегда обязан сообщать механикам информацию о малейших неисправностях и необычном поведении машины.

Ремонт гусеничной спецтехники, сервис, диагностика в центре “Альфатех”.